Инопланетяне могут быть похожи на людей
Иногда поклонники «Звездного пути» оказываются в положении, когда им приходится защищать всех различных резиновоголовых инопланетян сериала. Научно подкованные люди, естественно, думают: «В космосе должно быть огромное разнообразие жизни. Это высокомерие и бессмыслица — думать, что инопланетный разум будет двуногими гуманоидами. Как бы мы вообще узнали жизнь, если бы нашли ее?». Справедливое замечание. Даже добрые ребята из PBS Spacetime сняли эпизод о возможности жизни, состоящей из одномерных космических суперструн, живущих в ядрах звезд. Как говорится, отсутствие доказательств не является доказательством отсутствия.
Но в настоящее время действительно так — и это может быть невероятно удручающим в зависимости от того, на какой позиции вы находитесь — жизнь на Земле состоит из самых сложных форм материи и энергии, которые, как мы знаем, существуют во Вселенной. Многоклеточные организмы, белковые последовательности, ДНК и РНК, нейрохимическая передача информации — все лучшее, что может предложить Вселенная. С другой стороны, вся наблюдаемая Вселенная с ее 1 миллиардом триллионов звезд примерно в 15 миллионов раз меньше по объему, чем вся Вселенная диаметром 23 триллиона световых лет, согласно Forbes. Много места для совершенствования.
Однако во всей этой необъятной вселенной инопланетяне, в конце концов, могут выглядеть как резиновые головы из «Звездного пути».
Подумайте о следующем сценарии: Два человека из совершенно разных стран — один из Ганы, другой из Новой Зеландии, один невысокий, другой высокий и т.д. — в возрасте около 30 лет рисуют одно красное дерево на фоне зеленой скалы. Они встречают друг друга, видят картины друг друга, говорят: «Боже мой, каковы шансы?» и удивляются неправдоподобности всего этого. А потом они понимают: «О. Мы оба пользуемся одним и тем же интернет-магазином, восхищаемся одними и теми же художниками и нарисовали около 500 деревьев до этого».
Это социологическая версия того, что биологи называют «конвергентной эволюцией» — когда схожие условия в разных местах приводят к одинаковому результату. Именно поэтому лысые орлы умеют летать, а летучие мыши, могут немного скользить. Лысые орлы обитают от Канады до Мексики (по данным Национальной федерации дикой природы), а сахарные планеры — в Австралии, Индонезии и Папуа-Новой Гвинее. Эти два вида никогда не встречались, и эволюционировали они на совершенно противоположных сторонах земного шара. Нам придется вернуться на 300 миллионов лет назад, чтобы найти их общего предка, амниотов, во времена, когда Земля была единым континентом, Пангеей.
Но и в Канаде, и в Индонезии есть деревья, которые создают разницу в высоте между объектами на местности. В обеих странах есть и другие летающие существа, которых можно ловить для еды. Так что, в конце концов, схожие условия привели к появлению схожих признаков — крылатых придатков. «Перья против кожных лоскутов» — пример конвергентной эволюции.
Продолжите эту линию рассуждений до формирования жизни на разных планетах. Представьте, что особый коктейль из атмосферы, подобной земной (азот, водород, кислород и т.д.), температуры и расстояния от звезды, силы тяжести и т.д. оказывает влияние на развитие жизни на далекой планете. Предположим, что молекулы неизменно образуют все более сложные цепочки, которые развиваются в микроорганизмы, затем в одноклеточные организмы, конкурирующие за ресурсы. Жизни необходимо поглощать питательные вещества, воспроизводить себя и т.д. В конце концов, на нашей планете появляются многоклеточные организмы.
Именно так считают некоторые ученые — например, Саймон Конвей Моррис. Моррис сказал газете The Independent: «Если вы хотите получить сложное растение, оно будет ужасно похоже на цветок. Если вы хотите стать мухой, есть только несколько способов сделать это. Если вы хотите плавать, как акула, есть только несколько способов сделать это. Если вы хотите изобрести теплокровных, таких как птицы и млекопитающие, есть только несколько способов сделать это».
Моррис и другие, кто с ним согласен, например, сотрудники Кембриджского университета, написавшие работу «Пришельцы Дарвина», говорят, что если жизнь станет разумной, она обязательно захочет контролировать окружающую среду. Для того чтобы существо могло контролировать свою среду, ему нужны инструменты. Технологическое развитие неизменно будет идти быстрее, чем биологическая эволюция. А поскольку такая жизнь стремится выжить, она организует себя на основе правил. В итоге мы имеем клингонов и вулканцев.
Прежде чем мы представим себе галактическую космическую федерацию инопланетян, общающихся на английском языке и пьющих саурианский бренди вместо обычного земного, важно рассмотреть некоторые ограничения конвергентной эволюции применительно к инопланетным видам.
Как сказал зоолог и автор книги «Путеводитель зоолога по Галактике» Арик Кершенбаум: «Проблема в том, что мы не знаем, какие у инопланетян гены. Поэтому мы не можем сказать, что это нечто настолько универсальное, как некоторые другие ограничения биологии на Земле. Возможно, инопланетные формы жизни связаны друг с другом совершенно иным образом, и поэтому их социальность также может быть совершенно иной». Другими словами, ключевой особенностью биологической жизни на Земле является передача признаков от поколения к поколению через гены. Без этого механизма копирования-вставки, как могла бы сохраниться жизнь в целом (если она смертна)? Кроме того, у нас нет возможности узнать, будет ли инопланетная жизнь относиться к себе в терминах сотрудничества, с такими же познаниями и эмоциями, как у нас.
В итоге, возможно, полезно думать не о галактике или галактиках, кишащих разномастными инопланетянами, а о том, что наша конкретная версия жизни — если она существует где-то еще — может быть не слишком похожа на нашу. И мы все еще можем жить во вселенной с бесплотным интеллектом, сложными космическими струнами, висящими в ядрах звезд, или чем-то еще, что еще не открыто или не опровергнуто.
Источник: https://zen.yandex.ru/innervoice
https://salik.biz